Обслуживание клапана ЕГР ГАЗ 3309

Система ЕГР на автомобиле ГАЗ 3309 с двигателем ММЗ Д-245 ЕВРО-4

ЕГР (Exhaust Gas Recirculation – EGR) – это система рециркуляции отработанных газов (СРОГ), которая служит для снижения выброса вредных веществ в атмосферу.

Принцип работы ЕГР состоит в следующем: часть отработавших условно инертных газов подается обратно во впускной коллектор и смешивается в поступающим из вне воздухом, что приводит к уменьшению содержания кислорода в подаваемом в двигатель воздухе, что в свою очередь снижает максимальную температуру горения и, как следствие, уменьшает содержание оксидов азота в выхлопных газах автомобиля, образующихся при высоких температурах и являющихся одними из самых токсичных веществ.

На все автомобили ГАЗ 3309 соответствующие экологическим нормам ЕВРО-4 с двигателем ММЗ Д-245 устанавливается система рециркуляции отработанных газов (ЕГР), а так же сажевый фильтр (DPF – Diesel Particulate Filter), который предназначен для фильтрации отработанных газов от сажи и других твердых частиц перед их непосредственным выбросом в атмосферу. Но за соответствие стандарту экологичности ЕВРО-4 приходится платить как в прямом, так и в переносном смысле:

Устройство ЕГР на автомобиле ГАЗ 3309 с двигателем ММЗ Д-245 ЕВРО-4

Главной деталью системы ЕГР является клапан ЕГР, с помощью которого регулируется объем отработанных газов, подаваемых обратно во впускной коллектор. Так как выхлопные газы сильно раскалены, то для их охлаждения перед подачей во впускной коллектор установлен охладитель картерных газов, который подключен к системе охлаждения двигателя.

Схема ЕГР на ММЗ Д-245 ЕВРО-4Обслуживание клапана ЕГР ГАЗ 3309 Схема ЕГР на ММЗ Д-245 ЕВРО-4

Схема ЕГР на ММЗ Д-245 ЕВРО-4: 1 – Клапан ЕГР (480-00-004-02); 2 – Кронштейн (245E4-1008220-М); 3 – Охладитель картерных газов (245E4-1008115); 4 – Патрубок отводящий (245E4-1008160-M); 5 – Патрубок подводящий (245E4-1008155-M); 6 – Трубка рециркуляции (000.4859.358.000); 7 – Трубка рециркуляции 000.4859.386.000); 8 – Хомут (NORMA 20-32); 9 – Хомут (NORMA 32-50); 10 – Болт (245-1008024); 11 – Болт (245Е4-1008111); 12 – Болт (265-1205028); 13 – Кронштейн (245Е4-1008229-Б); 14 – Кронштейн 245Е4-1008229-Г); 15 – Патрубок головки цилиндров (245E4-1306597); 16 – Патрубок охладителя (245Е4-1307301); 17 – Переходник (245Е4-1008114-Б); 18 – Прокладка (50-1015598); 19 – Прокладка (245Е4-1008118); 20 – Прокладка (245Е4-1008141-М); 21 – Прокладка клапана рог (245Е4-1008117); 22 – Скоба (245Е4-1008233); 23 – Болт (М8-6gx20.88.35.016); 24 – Болт (М8-6gx25.88.35.016); 25 – Болт (М8-6gx70.88.35.016); 26 – Болт (М10-6gx20.88.35.016); 27 – Винт (М6-6gx20.88.016); 28 – Винт (М8-6gx25.88.016); 29 – Винт (М8-6gx30.88.016); 30 – Шайба (6.65Г.06); 31 – Шайба (8.65Г.06); 32 – Шайба (10.65Г.06); 33 – Шайба (A.8.01.08кп.016); 34 – Шайба (A.10.01.08кп.016); 35 – Пробка (КГ 3/8″.А12.016).

Управление работой клапана ЕГР осуществляет блок электронного управления (ЭБУ) двигателем, который настроен (запрограммирован) на совместную работу ДВС и ЕГР. При возникновении ошибок в работе клапана ЕГР система управления двигателем включает «аварийный» режим работы.

Причины и признаки неисправности системы ЕГР

Так как клапан ЕГР постоянно подвергается воздействию выхлопных газов содержащих сажу, копоть и другие твердые частицы, которые постепенно оседают на стенках, пластине и гнезде клапана, то с течением времени работа клапана ЕГР нарушается: срабатывание клапана может происходить с запаздыванием, клапан может открываться не полностью или закрываться не до конца, может произойти заклинивание клапана в открытом или закрытом состоянии.

Неправильная работа клапана ЕГР отрицательно сказывается на работе двигателя, например:

Другой важной деталью системы ЕГР на автомобиле ГАЗ 3309 является охладитель картерных газов (теплообменник), установленный после клапана ЕГР. Из-за перепада температур стенки охладителя могут прогореть или треснуть и охлаждающая жидкость начнет попадать во впускной коллектор вместе с остывшими выхлопными газами, а от туда в цилиндры, где пары охлаждающей жидкости смешиваются с моторным маслом изменяя его химический состав и свойства, что приводит к ускоренному износу поршневых колец. При этом наблюдается следующая картина: количество охлаждающей жидкости постоянно уменьшается, но какие-либо утечки (или их следы) в автомобиле отсутствуют. Если продолжать эксплуатацию автомобиля в таком состоянии, то это может закончиться необходимостью капитального ремонта двигателя.

Кроме этого, радиатор охладителя картерных газов подвержен такому же воздействию отработанных газов, как и клапан ЕГР, то есть со временем он «заростает» отложениями сажи, копоти и других твердых частиц, содержащихся в отработанных газах. Это существенно уменьшает, а иногда и практически полностью перекрывает поток отработанных газов во впускной коллектор, что проявляется такими же отклонениями в работе двигателя, как и при нарушениях в работе клапана ЕГР.

Обслуживание и ремонт ЕГР на автомобиле ГАЗ 3309 с двигателем ММЗ Д-245 ЕВРО-4

Хотя производитель заявляет, что срок службы системы ЕГР на автомобиле ГАЗ 3309 составляет 100 тысяч километров пробега автомобиля, но на практике, и в частности, из-за невысокого качества дизельного топлива, фактический срок работы клапана ЕГР составляет в среднем в половину меньше, то есть около 50 тысяч километров пробега автомобиля.

Основной причиной неисправности клапана ЕГР являются отложения сажи, копоти и других твердых частиц, содержащихся в отработанных газах, на пластине и гнезде клапана ЕГР. С течением времени эти отложения не только увеличиваются, но в силу своего состава и постоянного воздействия высоких температур становятся на столько плотными (каменеют), что на момент проявления признаков неисправности в работе клапана ЕГР, выполнить очистку клапана ЕГР и удалить их становится практически невозможным. Поэтому единственным способом произвести ремонт клапана ЕГР становится замена клапана ЕГР на новый.

Аналогична ситуация и с охладителем картерных газов (теплообменником). Какой бы не была причина его поломки, будь то отложения от отработанных газов на решетке радиатора или прогорание либо трещина стенки, приводящие к утечки охлаждающей жидкости во впускной коллектор, произвести его чистку или ремонт не возможно, — требуется только замена охладителя на новый.

Как видно, любая поломка в системе ЕГР на автомобиле ГАЗ 3309 ведет к достаточно дорогостоящей замене вышедшей из строя детали. Ситуация усугубляется тем, что часто после диагностики системы ЕГР оказывается, что заменять нужно и клапан ЕГР, и охладитель картерных газов. В связи с этим некоторые автовладельцы вместо замены ЕГР выбирают вариант удаления или глушения ЕГР.

Удаление ЕГР включает демонтаж клапана ЕГР с теплообменником и установку заглушек во всех точках подключения системы ЕГР: на отверстия выпускного и впускного коллекторов, на подающую и отводящую трубки охлаждающей жидкости. Существует вариант глушения ЕГР без фактического удаления клапана ЕГР и теплообменника, при этом на отверстия выпускного и впускного коллектора так же ставятся заглушки, но поверх них на более длинные болты прикручиваются обратно клапан и патрубок ЕГР, а в места подключения трубок подачи и отвода охлаждающей жидкости в разрыв устанавливаются краны или заглушки.

Кроме этого, в силу того, что сажевый фильтр при регенерации очищается не полностью, наступает момент, когда он практически полностью забивается и настолько затрудняет вывод выхлопных газов двигателя, что система управления двигателем включает ограничение мощности и загорается индикатор «Check Engine», а нормальная эксплуатация автомобиля становится практически невозможной. По этой причине автовладельцы решающие удалить/заглушить ЕГР одновременно с этим удаляют сажевый фильтр.

Важным этапом удаления/глушения ЕГР и удаления сажевого фильтра без которого двигатель ММЗ Д-245 ЕВРО-4 на автомобиле ГАЗ 3309 не будет нормально работать, является прошивка блока управления двигателем (ЭБУ) модифицированной версией оригинальной прошивки в которой отключены системы ЕГР и DPF, так как базовая прошивка ЕВРО-4 предполагает обязательное наличие системы ЕГР и учитывает ее влияние на работу двигателя и, соответственно, управляет его работой с учетом этих нюансов, «контролирует» загрязнение сажевого фильтра, управляя его регенерацией (чисткой), а при отсутствии ЕГР и/или сажевого фильтра она будет постоянно сообщать об ошибках двигателя и занижать его мощность, а работа самого двигателя не будет стабильной.

Для автовладельца удаление/глушение ЕГР и удаление сажевого фильтра имеют как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести:

ГАЗ-3309 не заводится

ГАЗ-3309 не заводится

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 очень надежная техника и редко подводит. Но даже и у нее иногда случаются поломки. Бывает очень неприятная ситуация, когда двигатель ГАЗ-3309 заглох и не хочет заводиться. При этом на дисплее панели приборов горит сообщение с соответствующим описанием кода ошибки неисправности. Но бывают и исключения, когда ошибки не высвечиваются. Специалистами нашей компании накоплен солидный опыт по диагностике и ремонту описываемых неисправностей. Есть два кардинально различных вариантов «незапуска» двигателя:

Постараюсь более подробно рассказать про каждый из вариантов неисправности техники.

Запуск двигателя на выезде

Специалистами нашего предприятия накоплен огромный опыт оказания услуг по запуску двигателя ГАЗ-3309, когда техника заглоха при выполнении работ. У нас имеются автомобили техпомощи, опытные мастера готовые в любой момент приехать на помощь. Специализированное диагностическое оборудование.

Не крутит стартер ГАЗ-3309

Если система управления вышеуказанной техники при повороте ключа зажигания на старт, не включает стартер, то причина поломки заключается в электрическом оборудовании или электронных системах грузовика. Причины могут быть следующие:

не заводится спецтехника ГАЗ-3309

Стартер крутит — не заводится

Если стартер описываемой техники при повороте ключа в замке зажигания крутится, но при этом мотор не подает никаких признаков. Причина неисправности может заключаться как в электрооборудовании автомобиля, так и в механике. Неисправности автоэлектрики могут быть как описанные выше, кроме неисправностей связанных со стартером и его цепями, плюс следующие причины:

Источники:

https://solex. su/services/gaz/gaz-3309/dvigately/00-00032690

https://auto-elektric. ru/electric-spetctehniki/gaz-ne-zavoditsya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: