Стиральная машина BOSH: диагностика неисправностей и способы их устранения

Стиральные машины БОШ обладают широким функционалом самодиагностики. Учитывая, что список типичных поломок ограничен (стиральная машина бош не сливает воду, не включается, не греет воду и требуется замена ТЭНа), зачастую возможно произвести ремонт машинки своими руками. Даже если пользователь не решится устранять поломку дома, конкретное знание проблемы будет полезно. Например, для самостоятельной покупки запчасти или исключения «навязанных» работ нечистыми на руку мастерскими.

В статье рассматривается полный список ошибок, отображаемых на дисплее при всевозможных неисправностях стиральной машины bosch. Также приведены инструкции по устранению популярных поломок.

Диагностический режим

Стиральные машины выводят пользователю на дисплей или через индикаторы не все описанные ниже ошибки. Для получения максимально полной информации существует диагностический режим, войти в который можно через последовательность переключений органов управления. Рассмотрим на примере модели bosch maxx 5 (аналогично у bosch maxx 6 и bosch maxx 7).

  1. Включить машинку в сеть, закрыть дверь.
  2. Перевести селектор программ в вертикальное положение.
  3. Подождать 2-3 секунды.
  4. Перевести селектор в положение 8.
  5. Дождаться мигания кнопки Старт/Стоп.
  6. Нажать и удерживать кнопку «Обороты отжима».
  7. Перевести селектор на 1 положение по часовой стрелке.
  8. Отпустить кнопку.

На дисплее стиральной машины или через комбинацию индикаторов отобразится последняя неисправность машинки.

Чтобы запустить новое тестирование, необходимо выбрать программу анализа селектором.

Положение Тестируемый элемент
1
2
3 Двигатель
4 Помпа сливная
5 ТЭН
6 Клапан залива горячей воды
7 Клапан залива воды для осн. и предв. стирки
8 Клапан залива воды для осн. стирки
9 Клапан залива воды для предв. стирки
10 Тест звуковых сигналов
11 Авто тест
12 Авто тест механика
13 Автотест не механика
14 Быстрый авто тест
15 Быстрый авто тест

Коды ошибок

Код ошибки Неисправность Причины и способы устранения
F01 Не закрыта дверца люка Убедиться в плотном прилегании дверцы и наличии характерного щелчка при закрытии. Возможно, вышло из строя устройство блокировки или датчик закрытия. Узел дверцы можно заменить целиком или разобрать и заменить необходимое: петлю, язычок-фиксатор и т. д.
F02 Вода не поступает внутрь Проверить:

— подачу холодной воды от стояка;

— входной фильтр на предмет засора;

— фильтр, сливной шланг на предмет засора;

— исправность сливного насоса.

Далее необходимо ремонтировать мотор. При необходимости — менять.

— датчик на наличие известкового налета;

— выпускную систему на предмет засора;

— поступление воды в систему и ее давление;

— исправность электромагнитного клапана.

— правильность подключения машинки;

— поступление воды в систему;

— исправность электромагнитного клапана;

Сломан клапан забора или сливная помпа.

Неисправен датчик давления.

Проблемы с напряжением сети.

Вышел из строя подшипник барабана.

Ошибка центрального процессора.

Основные неисправности машинки

Отсутствует нагрев воды

Если машинка перестала греть воду совсем, автоматика сообщит об этом соответствующей ошибкой. Но возможна ситуация, когда нагрев недостаточный или замедленный. Понять это можно по увеличившемуся времени выполнения программ (особенно если стирать при высоких температурах). Причины могут быть следующими:

Датчик выглядит как серебристый цилиндр. Он вставляется снаружи в отверстие ТЭНа. От датчика идет проводка к плате управления. Если проводка цела, датчик ремонту не подлежит и необходима его замена.

ТЭН – металлический змеевик с электрическим проводником и предохранителем внутри. Вставляется в рабочую полость стиральной машины под барабан, где и греет воду. Снаружи к его клеммам подходит напряжение и заземление от блока управления.

Выход из строя связан или с перегоранием электрической цепи (срабатыванием предохранителя), или с накипью на змеевике из-за отложений извести. Если цепь самого змеевика цела, то можно очистить рабочую часть нагревателя лимонной кислотой или специальными средствами от накипи. В противном случае необходима замена ТЭНа, которая не представляет собой большой сложности.

Если вышел из строя «мозг» стиральной машины, команда на нагрев (напряжение) не подается на ТЭН, причем неисправность может проявляться непостоянно и непредсказуемо. В этом случае может помочь только перепрошивка или замена платы.

Посторонние шумы при стирке

Для начала стоит убедиться, что посторонние звуки издают не металлические/пластиковые детали стираемой одежды. Запустите «мягкую» одежду или вообще короткий цикл без белья. Если звуки не пропали, варианты ниже.

Проскочив сквозь отверстия барабана, мелкие пуговицы, косточки от женского нижнего белья и т. д. бьются о него при стирке. Необходима разборка.

Подшипники и сальники на валах барабана и двигателя подвержены серьезным нагрузкам, и их естественный износ тем быстрее, чем интенсивней использование машинки. Если в процессе стирки и отжима слышен характерный металлический скрежет, скорее всего дело в них. Замена подшипников – одна из самых сложных ремонтных процедур.

Скрипеть и гудеть во время отжима аппарат может из-за износа и чрезмерного растяжения амортизаторов – металлических пружин, на которых подвешен барабан. Менять их следует попарно, чтобы избежать перекоса.

Противовес – тяжелая каменная (бетонная) накладка, крепящаяся на барабан с фронтальной стороны для поглощения вибраций во время отжима. Если болты, крепящие его, ослабли, возможно появление ненужных колебаний и гулкого стука.

Проблемы в работе двигателя

Двигатели в стиральных машинах Бош бывают с прямым приводом и с коллекторным. Последние оснащаются угольными щетками, которые создают в роторе двигателя электромагнитное поле при трении о его стенки. Износ щетинок ведет к невозможности запуска двигателя. Необходима их замена.

Прочие проблемы могут быть связаны с электрикой: скачки напряжения в сети, межвитковые замыкания в обмотках двигателя и т. д. Подобные неисправности обычно устраняются в сервис-центре.

Не крутится барабан

Если двигатель исправен, но вращение отсутствует, следует перебрать варианты.

Исключить любую механическую блокировку вращения бака. Инородное тело может находится и изнутри, и снаружи него.

Резиновый ремень, передающий вращение с вала двигателя на вал барабана, может сместиться, порваться, растянуться. Для его проверки достаточно снять заднюю крышку. Легко меняется самостоятельно, нужно лишь приобрести запчасть строго в соответствии с артикулом машинки.

Выход из строя управляющего модуля диагностируется исключением прочих причин и пробой запуска с «внешней» заведомо исправной платы. Как правило, его возможно отремонтировать только в мастерских.

Не сливается вода

Возможно, сливной шланг передавлен или перекручен. Также стоит выкрутить и проверить фильтр стиральной машины, находящийся в ее цокольной части. Если и он чист, можно попробовать отсоединить сливной шланг от точки входа в канализацию и выполнить программу слива в ванную, раковину или большую емкость. Таким образом исключится засор сифона (при наличии) или канализационных труб.

Если сломан датчик, плата управления может останавливать работу сливного насоса раньше времени или не запускать его вовсе.

Помпа (или сливной насос) – небольшой мотор с пластиковой крыльчаткой, нагнетающий воду в систему слива.

Верный признак выхода его из строя – негромкий низкий гул машины при попытке слить воду и отсутствии журчания воды при этом. Гудят обмотки мотора помпы, но сам механизм не крутится. Причина часто в отложениях извести.

Необходимо заменить деталь.

Некорректная работа системы

Непредсказуемое, несистемное поведение стиральной машинки обычно свидетельствует о поломке блока управления. Остановки, длительные паузы в циклах стирки, сильное расхождение реального времени выполнения программ с заявленной длительностью – верные признаки поломки «мозгов». Также машинка может просто не включаться, не отжимать, не открываться в конце программы.

В аппаратах с электронным управлением плата подлежит замене. Процедура не сложная, но стоимость детали может достигать половины цены новой машинки. Электромеханические модели с программатором позволяют его «перепрошить»

Советы по ремонту стиральной машинки своими руками

Общий совет

При более или менее серьезной разборке машины приходится выкручивать множество саморезов и винтов. Лучше фотографировать каждый элемент крепежа около его штатного места или записывать на бумаге. Это существенно сэкономит время при обратной сборке.

То же самое касается всевозможных клемм датчиков и шлейфов, подходящих к плате управления (если придется их отключать).

Замена ТЭНа

Первое, что следует сделать – получить доступ к его клеммам. Достаточно снять заднюю крышку машинки.

Затем следует исключить возможный пробой на корпус: последовательно убедиться в отсутствии цепи между каждой из клемм и корпусом.

Далее необходимо проверить целостность цепи между контактами L и N и измерить сопротивление между ними. В зависимости от мощности нагревателя, оно должно быть в пределах 24-28 Ом (R=U2/P). Например, у бош maxx 4 мощность ТЭНа ровно 2 КВт и сопротивление 24,2 Ом. Если оно очень малое или очень большое – необходима замена.

При покупке запчасти необходимо обращать внимание на параметры:

  • мощность (всегда указывается на самом нагревателе);
  • длину (слишком длинный может не влезть в бак);
  • отверстие для термодатчика (должно быть, если есть в сломанном образце);
  • бордюр в резиновом уплотнителе (аналогично).

Последнее – очень важно, т. к. при его отсутствии бордюра вода во время залива в бак будет течь прямо на контакты ТЭНа. Для более легкого вхождения ТЭНа в разъем полезна силиконовая смазка резиновой части.

Замена сливного насоса

В отличие от диагностики ТЭНа, целостность цепей помпы не означает ее исправность. Прежде чем разобрать стиралку и поменять помпу, можно сделать следующее:

  • слить воду в ручном режиме через шланг рядом с фильтром;
  • выкрутить фильтр;
  • в глубине отверстия увидеть крылатку помпы и повращать ее в разных направлениях отверткой или любым длинным предметом;
  • вернуть фильтр на место, запустить программу стирки.

Если после этого слив произойдет, значит вы помогли насосу провернуться. Но проблема проявится снова через некоторое время. Неисправный насос необходимо будет менять.

В большинстве стиральных машин ставятся помпы итальянской фирмы Askoll. У них множество модификаций, в том числе и взаимозаменяемых.

Коды ошибок стиральных машин Bosch (Бош)

Компания Bosch выпустила немало линеек моделей стиральных машин, и хотя коды ошибок для них в целом стандартизированы, средства индикации ошибок сильно различаются. Если с современными СМ, оборудованных дисплеем, всё просто — выводится буквенно-цифровой код ошибки, то более ранние модели прибегали к различным схемам индикации с помощью комбинаций мигающих светодиодов (индикаторов). В этой статье мы постараемся рассказать про большинство из них, в том числе использовавшихся в моделях, уже давно снятых с производства.

Так как в целом в СМ Bosch используются одни и те же коды ошибок, в этой статье сначала приводится описание всех возможных кодов, а в дальнейшем при перечислении ошибок, доступных для каждой из схем индикации, будут стоять ссылки на таблицу общего описания.

Схемы индикации описываются не в хронологическом порядке: более ранние и, соответственно, уже редко встречающиеся модели помещены в конец статьи. Так как схем немало и статья получилась длинная, для удобства навигации ниже приведены ссылки на описание всех схем:

Все коды ошибок стиральных машин Bosch

В результате электроника блокирует начало стирки. Возможные причины:

  • Обрыв связи между симистором управления УБЛ (устройство блокировки люка) и управляющим контроллером: прозвонить цепь, проверить контакты
  • Что-то сломалось в УБЛ, например, замок: в принципе, замок можно починить самостоятельно, но УБЛ — сложный блок, включающий электронику, поэтому лучше обратиться в сервис
  • Неисправен датчик закрытия двери: замена
  • Проблемы в управляющем контроллере УБЛ: диагностика и замена
  • Вода не поступает в СМ: перекрыт кран подачи воды, слабый напор в водопроводе, дефект или засор шланга, засорился входной клапан и т. д. — всё это вам вполне по силам исправить самому
  • Забыли плотно закрыть дверь люка и электроника блокирует запуск программы стирки
  • Сломался входной электроклапан: его придется заменить
  • Неисправен датчик уровня воды (прессостат): диагностика с последующей заменой
  • Обрыв в проводке или отошли контакты в цепях от управляющего контроллера до входного клапана или прессостата
  • Сбой управляющего контроллера: требуется профессиональная диагностика и замена, если плата неисправна

К проблеме может привести следующее:

  • Что-то мешает воде уйти из СМ: дефект или засор сливного шланга, засорилась гидросистема сливной помпы — всё это вам вполне по силам исправить самому
  • Обрыв в проводке или отошли контакты в цепях от управляющего контроллера до помпы или прессостата; аналогичная проблема может быть с цепью питания электродвигателя насоса
  • Сломался сливной насос: надо вызывать специалиста для его проверки и замена обмотки или всего двигателя
  • Вышел из строя датчик уровня воды (прессостат): диагностика с последующей заменой
  • Сбой управляющего контроллера: требуется профессиональная диагностика и замена, если плата неисправна

Как видите, причин появления этого кода ошибки немало, поэтому лучше вызвать квалифицированного специалиста. Смотрите также «Стиральная машина: не работает насос»

Проблемы могут быть в следующих узлах СМ:

  • Проблемы с кабелем сливной помпы: его надо осмотреть и заменить
  • Протекает сливной насос: вряд ли его удастся починить, придется менять
  • Осмотреть прочие места в СМ, откуда может протекать вода: заливной и сливной шланги, люк и его манжета, дозатор, внутренние патрубки, бак

В результате температура воды в баке будет отличаться от заданной, что скажется на качестве стирки:

  • Для начала убедитесь в том, что проводка между датчиком или ТЭНом и управляющим контроллером в порядке, что все контакты и разъемы надежно закреплены
  • Отсутствие сигнала от датчика может означать его неисправность: неисправный датчик меняют
  • «Залипло» реле ТЭНа: его также надо менять
  • Проблемы в управляющем контроллере: здесь требуется профессиональная диагностика и замена контроллера
  • Прозвонить цепь от управляющего контроллера до двигателя: починить прогоревшие участки, закрепить контакты
  • Обрыв может быть и в обмотке двигателя: в этом случае придется менять всю обмотку (дорогостоящая процедура) или менять весь двигатель (дорогой он. )

Вообще-то двигатель может не запускаться из-за множества причин, отметим следующие::

  • Двигатель перегревается: можно попробовать дать ему остыть и запустить повторно, но, скорее всего, проблема лежит гораздо глубже — во избежания окончательной поломки дорогой детали лучше вызвать специалиста для проведения диагностики
  • Нарушена цепь управляющего симистора: повреждения в проводке, неисправность симистора или электронного контролера. Так как сам симистор и все элементы его цепи находятся на электронном контроллере, для проверки желательно вызвать опытного мастера с профессиональным диагностическим оборудованием.

Во многих случаях, двигатель, к сожалению, приходится менять (дорогой он, да и работы не дешевые), но кое-что можно попробовать починить:

  • Обрыв в обмотке электродвигателя: для качественной проверки лучше вызвать мастера
  • Износились щетки электродвигателя: их можно заменить, но это опять же работа для опытного специалиста

Это лишь предупреждение, СМ продолжит работать, но согласитесь, что напряжение в 318 В должно насторожить: чтобы избежать более серьезных поломок, надо обязательно прекратить стирку, отключить аппатар от сети и замерить напряжение в розетке. Если так также высокое напряжение, надо вызвать электрика, если нормальное, значит проблемы в самой СМ и надо обращаться в ремонтную мастерскую.

Когда напряжение всего 172 В, конечно, нет смысла стирать дальше: этого всё равно не хватит для нормальной работы мотора — смотрите описание ошибки «F13».

Скорее всего, проблемы с термодатчиком:

  • Для начала проверьте, что проводка между датчиком или ТЭНом и управляющим контроллером в порядке, что все контакты и разъемы закреплены
  • Отсутствие сигнала от датчика может означать его неисправность: неисправный датчик меняют
  • «Залипло» реле ТЭНа: неисправное реле подлежит замене
  • Проблемы управляющем в контроллере: здесь требуется профессиональная диагностика и замена контроллера

Смотрите описание ошибки «F01»

Причин много, вот некоторые из них:

  • В электросети слишком низкое напряжение: смотрите описание ошибки «F14»
  • Сгорел нагревательный элемент (ТЭН), например, из-за толстого слоя накипи на нём: ТЭН только менять
  • Обрыв в цепи питания ТЭНа: проверить провода и контакты
  • Как ни странно, вода может не успеть нагреться из-за того, что СМ стоит в холодном месте — редко, но и такое случается
  • Проблемы с электроникой: термодатчик, реле, контроллер — смотрите описание ошибки «F06»
  • В баке что-то надежно застряло и блокирует вращение барабана
  • Нарушена цепь управления мотором: проверьте проводку, подтяните контакты
  • Проблема может быть и цепи питания электродвигателя, причем не только в проводке или контактах, но также и в электронных элементах — реле и симисторе, которые находятся на плате контроллера: необходима проверка и замена неисправных деталей либо всей платы контроллера
  • Неисправен тахометр: мастер должен убедиться, что виноват именно он, и заменить либо датчик, либо весь блок тахометра
  • Растянулся или соскочил приводной ремень: поставить ремень на место, заметно растянутый надо заменить
  • Что-то сломалось в электродвигателе: требуется его диагностика, замена обмотки или всего мотора — с такой проблемой надо. конечно, обращаться в сервис
  • Сгорел управляющий контроллер: его только под замену

Причины обычные при проблемах с датчиком: обрыв в цепи между датчиком и управляющим контроллером, неисправны либо датчик, либо контроллер

  • Датчик неисправен: необходима диагностика и замена датчика
  • Нарушены контакты или обрыв в цепи датчика: прозвонить и восстановить проводку, подтянуть контакты
  • Проблемы с управляющим контроллером: его надо тщательно проверить, неисправный — заменить
  • Проблемы со сливом воды: неверная установка СМ («сифонный эффект»), засор в сливной системе
  • Сломался клапан набора воды: диагностика и замена клапана
  • Засор в датчике уровня (прессостате) или поломка самого датчика
  • Неисправность управляющего контроллера

Скорее всего, проблемы с датчиками или в электронике, как правило, из-за протечек:

  • В первую очередь надо проверить симистор, который находится на управляющем контроллере: именно он чаще всего является причиной появления данной ошибки — звоните в сервис
  • Сломался датчик оборотов (тахометр), который передает в модуль управления неверные данные: его надо проверить и заменить
  • Не помешает прозвонить и цепь от тахометра до управляющего окнтроллера, осмотреть контакты
  • Сломаться мог и сам двигатель, и тут уж без обращения в мастерскую не обойтись

Коды ошибок стиральных машин Bosch WFP

Код Описание
F01 Не плотно закрыта дверь загрузочного люка
F02 В бак не поступает вода или заливается слишком медленно
F03 Грязная вода из бака не сливается за отведенное время
F04 Обнаружена вода в поддоне СМ
F05 Двигатель привода барабана запускается сам, без команды
F06 Вода в баке не нагревается из-за поломки термодатчика или реле ТЭНа
F07 Проблемы с нагревом воды в баке
F08 Не закрыта дверь люка
Код Описание
F10 Нарушена цепь между двигателем и платой управления
F11 Неисправность в двигателе привода барабана или в его электронике
F12 Проблемы внутри электродвигателя привода барабана
F13 На двигатель главного привода подано слишком высокое напряжение
F14 Основной приводной мотор не включается из-за низкого напряжения
F15 Температура воды в баке выходит за допустимые пределы
F16 Нет сигнала о закрытии и блокировке двери люка

Коды ошибок стиральных машин Bosch Maxx 5 / 6 / 7

Панель управления стиральных машин Bosch Maxx 5 / 6 / 7 с дисплеем

Панель управления стиральных машин Bosch Maxx 5 / 6 / 7 без дисплея

Панель управления стиральных машин Bosch Maxx 5 / 6 / 7 без дисплея

Стиральные машины Bosch Maxx 5/6/7 могут быть как с дисплеем, так и без. На СМ без дисплея для отображения ошибки используется пять индикатиров скорости отжима: на рисунке справа показан пример отображения ошибки «F23». Проблема только том, что у разных моделей этих серий СМ могут быть разные скорости отжима: 1000/900/800/600 или 800/700/600/400; но так как их всегда пять, проблем не возникнет. Для некоторых кодов ошибки могут быть также задействованы 4 индикатора состояния справа от индикаторов скорости отжима.

Далее в таблице описания ошибок рядом с кодом ошибки будут отмечены те индикаторы скорости отжима, которые должны гореть или мигать. Для краткости вместо названий индикаторов в таблице будут стоять цифры их порядковых номеров сверху вниз, дополнительные 4 индикатора состояния будут показаны на следующей строке под 5-ю индикаторами скорости отжима. Кроме того, некоторые ошибки допускают два варианта индикации: они будут показаны друг под другом.

Источники:

https://remonteha. ru/stiralnye-mashiny/neispravnosti-stiralnoj-masiny-bos/

https://bistriyservice. ru/kody-oshibok/stiralnykh-mashin/bosch

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: