Отладка JavaScript кода

JavaScript — это обычный алгоритмический язык программирования. Поэтому принципы поиска и исправления ошибок, предложенные в этой теме, подходят и для других языков.

Ошибки делятся на два типа:

Синтаксические — это ошибки, которые нарушают правила написания программы. Из-за них код становится непонятным браузеру. Поэтому скрипт перестаёт выполняться или вообще не запускается. Например — пропущенная буква в названии переменной или функции, незакрытая скобка или кавычка.

При алгоритмических ошибках программа выполняется, но работает не так как нужно и производит не те действия, которые ожидает от неё программист.

Поиск синтаксических ошибок

Если Вы неправильно написали имя переменной или функции, то об этом вы можете узнать с помощью средств отладки, которые будут рассмотрены далее.

Неправильно расставить кавычки вообще маловероятно, потому что в текстовых редакторах текст в кавычках обычно выделяется своим цветом.

Найти незакрытую скобку также помогут текстовые редакторы для программирования. В Notepad++ если поставить курсор после открывающей скобки, то она и соответствующая ей закрывающая скобка будут выделены красным цветом. Это работает со всеми видами скобок.

Цвет кода

Чтобы найти незакрытую или лишнюю скобку, нужно пробежаться по открывающим скобкам и увидеть соответствующие закрывающие скобки. Вы сможете легко понять, в нужных ли местах кода они находятся.

Поиск алгоритмических ошибок

Искать алгоритмические ошибки намного сложнее, потому что они никак не проявляются. Искать такую ошибку нужно так: выбрать значимое место скрипта. Это могут быть последние строки программы или отдельной функции. Затем нужно ответить на два вопроса:

  1. Доходит ли выполнение программы до этого места?
  2. Какое значение имеют переменные, имеющие отношение к ошибке?

Ответы на оба вопроса вы получаете, если выводите на экран значения важных переменных в выбранном месте программы.

Выполнение программы может не дойти до определённого места из-за того, что не выполняется условие в операторе if . Поэтому нужно смотреть значения выражений в ближайшем операторе if . Если в нём сравниваются переменные, то нужно вывести на экран значения этих переменных перед оператором. А если сравниваются выражения, то вывести на экран значения этих выражений.

Если выполнение программы дошло до выбранного места, но программа работает неправильно, значит какая-то переменная имеет не то значение, какое должна иметь. Когда вы поймёте, какая это переменная, то нужно отследить как меняется её значение по ходу всего выполнения. Нужно внимательно посмотреть те строки кода, в которых она получает новые значения. Если визуально найти ошибку не удалось, то можно после каждого изменения значения выводить переменную на экран. Так Вы найдёте строку, в которой нарушается алгоритм программы.

Средства отладки JavaScript кода

В браузерах есть средства отладки, которые помогают найти и исправить ошибки в JavaScript коде. Мы используем «Инструменты разработчика» браузера FireFox, которые уже рассматривались в теме про отладку CSS. Нам будут полезны две вкладки панели инструментов — «Консоль» и «Отладчик».

Панель инструментов

Консоль браузера используется не только для скриптов, поэтому в ней есть несколько кнопок, для включения и отключения разного вида информации. Пока вы не разберётесь с ними, лучше их все включить. Они должны быть синего цвета.

Если скрипт содержит синтаксическую ошибку, то информация об этом выводится в консоль. Указывается строка, в которой находится ошибка. Только номер строки не всегда совпадает с номером в редакторе. Но можно кликнуть на цифру и откроется код скрипта. В нём номер будет совпадать.

Ошибка скрипта

В консоль можно вывести данные из скрипта. Текст или значения переменных. Для этого в JavaScript есть метод console. log() . Пример:

Результат будет выглядеть так:

Информация в консоли

Справа указана строка, которая вывела эту информацию.

В консоли DOM-объект выглядит так:

Отображение объекта в консоли

Вкладка «Отладка» панели инструментов позволяет приостановить выполнение скрипта на любой строке и посмотреть, какие значения имеют переменные на этом этапе. Вкладка разделена на три части. В левой части показаны файлы, в которых содержатся скрипты.

Скрипты

Кликните на нужном файле и в средней части вкладки отобразиться код файла. Строки кода пронумерованы. Можно кликнуть на номерах нужных строк и они будут выделены синим цветом. На этих строках выполнение скрипта будет приостанавливаться. Такие строки называются точки останова. Они перечислены также в правой части вкладки.

Код cкрипта

Когда вы выбрали нужные строки, запустите страницу заново. Скрипт остановится на первой выбранной строке и можно будет посмотреть, как выглядит страница в этот момент. Также можно узнать какие значения имеют переменные. В правой части вкладки нужно нажать «+», написать имя переменной и нажать Enter. Затем можно добавить другую переменную.

Добавление переменной

Когда Вы посмотрели всё, что нужно, переходите к следующей точке останова. Нажмите кнопку «Возобновить». Скрипт продолжит выполнение, дойдёт до следующей выбранной строки и вновь остановится.

Продолжение работы

Таким образом проходятся все точки останова, пока скрипт не выполнится. Если выбранная строка находится внутри цикла, то скрипт останавливается на каждой итерации. Когда Вы нашли ошибку, не забудьте отменить точки останова, чтобы скрипт выполнялся как обычно.

Рассмотренный инструмент позволяет быстро отследить изменение значений переменных по ходу всей программы. Он полезен, когда трудно понять, в какой части скрипта находится ошибка. Вы можете выбрать сразу несколько строк и посмотреть, как ведёт себя программа в этих строках.

Руководство по обработке ошибок в JavaScript

Nikita

Ошибки — это хорошо. Автор материала говорит, что уверен в том, что эта идея известна всем. На первый взгляд ошибки кажутся чем-то страшным. Им могут сопутствовать какие-то потери. Ошибка, сделанная на публике, вредит авторитету того, кто её совершил. Но, совершая ошибки, мы на них учимся, а значит, попадая в следующий раз в ситуацию, в которой раньше вели себя неправильно, делаем всё как нужно.

Выше мы говорили об ошибках, которые люди совершают в обычной жизни. Ошибки в программировании — это нечто иное. Сообщения об ошибках помогают нам улучшать код, они позволяют сообщать пользователям наших проектов о том, что что-то пошло не так, и, возможно, рассказывают пользователям о том, как нужно вести себя для того, чтобы ошибок больше не возникало.

Этот материал, посвящённый обработке ошибок в JavaScript, разбит на три части. Сначала мы сделаем общий обзор системы обработки ошибок в JavaScript и поговорим об объектах ошибок. После этого мы поищем ответ на вопрос о том, что делать с ошибками, возникающими в серверном коде (в частности, при использовании связки Node. js + Express. js). Далее — обсудим обработку ошибок в React. js. Фреймворки, которые будут здесь рассматриваться, выбраны по причине их огромной популярности. Однако рассматриваемые здесь принципы работы с ошибками универсальны, поэтому вы, даже если не пользуетесь Express и React, без труда сможете применить то, что узнали, к тем инструментам, с которыми работаете.

Код демонстрационного проекта, используемого в данном материале, можно найти в этом репозитории.

1. Ошибки в JavaScript и универсальные способы работы с ними

Если в вашем коде что-то пошло не так, вы можете воспользоваться следующей конструкцией.

В ходе выполнения этой команды будет создан экземпляр объекта Error и будет сгенерировано (или, как говорят, «выброшено») исключение с этим объектом. Инструкция throw может генерировать исключения, содержащие произвольные выражения. При этом выполнение скрипта остановится в том случае, если не были предприняты меры по обработке ошибки.

Начинающие JS-программисты обычно не используют инструкцию throw . Они, как правило, сталкиваются с исключениями, выдаваемыми либо средой выполнения языка, либо сторонними библиотеками. Когда это происходит — в консоль попадает нечто вроде ReferenceError: fs is not defined и выполнение программы останавливается.

Объект Error

У экземпляров объекта Error есть несколько свойств, которыми мы можем пользоваться. Первое интересующее нас свойство — message . Именно сюда попадает та строка, которую можно передать конструктору ошибки в качестве аргумента. Например, ниже показано создание экземпляра объекта Error и вывод в консоль переданной конструктором строки через обращение к его свойству message .

Второе свойство объекта, очень важное, представляет собой трассировку стека ошибки. Это — свойство stack . Обратившись к нему можно просмотреть стек вызовов (историю ошибки), который показывает последовательность операций, приведшую к неправильной работе программы. В частности, это позволяет понять — в каком именно файле содержится сбойный код, и увидеть, какая последовательность вызовов функций привела к ошибке. Вот пример того, что можно увидеть, обратившись к свойству stack .

Здесь, в верхней части, находится сообщение об ошибке, затем следует указание на тот участок кода, выполнение которого вызвало ошибку, потом описывается то место, откуда был вызван этот сбойный участок. Это продолжается до самого «дальнего» по отношению к ошибке фрагмента кода.

Генерирование и обработка ошибок

Создание экземпляра объекта Error , то есть, выполнение команды вида new Error() , ни к каким особым последствиям не приводит. Интересные вещи начинают происходить после применения оператора throw , который генерирует ошибку. Как уже было сказано, если такую ошибку не обработать, выполнение скрипта остановится. При этом нет никакой разницы — был ли оператор throw использован самим программистом, произошла ли ошибка в некоей библиотеке или в среде выполнения языка (в браузере или в Node. js). Поговорим о различных сценариях обработки ошибок.

Конструкция try…catch

Блок try. catch представляет собой самый простой способ обработки ошибок, о котором часто забывают. В наши дни, правда, он используется гораздо интенсивнее чем раньше, благодаря тому, что его можно применять для обработки ошибок в конструкциях async/await .

Этот блок можно использовать для обработки любых ошибок, происходящих в синхронном коде. Рассмотрим пример.

Если бы в этом примере мы не заключили бы сбойную команду console. log(b) в блок try. catch , то выполнение скрипта было бы остановлено.

Блок finally

Иногда случается так, что некий код нужно выполнить независимо от того, произошла ошибка или нет. Для этого можно, в конструкции try. catch , использовать третий, необязательный, блок — finally . Часто его использование эквивалентно некоему коду, который идёт сразу после try. catch , но в некоторых ситуациях он может пригодиться. Вот пример его использования.

Асинхронные механизмы — коллбэки

Программируя на JavaScript всегда стоит обращать внимание на участки кода, выполняющиеся асинхронно. Если у вас имеется асинхронная функция и в ней возникает ошибка, скрипт продолжит выполняться. Когда асинхронные механизмы в JS реализуются с использованием коллбэков (кстати, делать так не рекомендуется), соответствующий коллбэк (функция обратного вызова) обычно получает два параметра. Это нечто вроде параметра err , который может содержать ошибку, и result — с результатами выполнения асинхронной операции. Выглядит это примерно так:

Если в коллбэк попадает ошибка, она видна там в виде параметра err . В противном случае в этот параметр попадёт значение undefined или null . Если оказалось, что в err что-то есть, важно отреагировать на это, либо так как в нашем примере, воспользовавшись командой return , либо воспользовавшись конструкцией if. else и поместив в блок else команды для работы с результатом выполнения асинхронной операции. Речь идёт о том, чтобы, в том случае, если произошла ошибка, исключить возможность работы с результатом, параметром result , который в таком случае может иметь значение undefined . Работа с таким значением, если предполагается, например, что оно содержит объект, сама может вызвать ошибку. Скажем, это произойдёт при попытке использовать конструкцию result. data или подобную ей.

Асинхронные механизмы — промисы

Для выполнения асинхронных операций в JavaScript лучше использовать не коллбэки а промисы. Тут, в дополнение к улучшенной читабельности кода, имеются и более совершенные механизмы обработки ошибок. А именно, возиться с объектом ошибки, который может попасть в функцию обратного вызова, при использовании промисов не нужно. Здесь для этой цели предусмотрен специальный блок catch . Он перехватывает все ошибки, произошедшие в промисах, которые находятся до него, или все ошибки, которые произошли в коде после предыдущего блока catch . Обратите внимание на то, что если в промисе произошла ошибка, для обработки которой нет блока catch , это не остановит выполнение скрипта, но сообщение об ошибке будет не особенно удобочитаемым.

В результате можно порекомендовать всегда, при работе с промисами, использовать блок catch . Взглянем на пример.

Асинхронные механизмы и try…catch

После того, как в JavaScript появилась конструкция async/await , мы вернулись к классическому способу обработки ошибок — к try. catch. finally . Обрабатывать ошибки при таком подходе оказывается очень легко и удобно. Рассмотрим пример.

При таком подходе ошибки в асинхронном коде обрабатываются так же, как в синхронном. В результате теперь, при необходимости, в одном блоке catch можно обрабатывать более широкий диапазон ошибок.

2. Генерирование и обработка ошибок в серверном коде

Теперь, когда у нас есть инструменты для работы с ошибками, посмотрим на то, что мы можем с ними делать в реальных ситуациях. Генерирование и правильная обработка ошибок — это важнейший аспект серверного программирования. Существуют разные подходы к работе с ошибками. Здесь будет продемонстрирован подход с использованием собственного конструктора для экземпляров объекта Error и кодов ошибок, которые удобно передавать во фронтенд или любым механизмам, использующим серверные API. Как структурирован бэкенд конкретного проекта — особого значения не имеет, так как при любом подходе можно использовать одни и те же идеи, касающиеся работы с ошибками.

В качестве серверного фреймворка, отвечающего за маршрутизацию, мы будем использовать Express. js. Подумаем о том, какая структура нам нужна для организации эффективной системы обработки ошибок. Итак, вот что нам нужно:

  1. Универсальная обработка ошибок — некий базовый механизм, подходящий для обработки любых ошибок, в ходе работы которого просто выдаётся сообщение наподобие Something went wrong, please try again or contact us , предлагающее пользователю попробовать выполнить операцию, давшую сбой, ещё раз или связаться с владельцем сервера. Эта система не отличается особой интеллектуальностью, но она, по крайней мере, способна сообщить пользователю о том, что что-то пошло не так. Подобное сообщение гораздо лучше, чем «бесконечная загрузка» или нечто подобное.
  2. Обработка конкретных ошибок — механизм, позволяющий сообщить пользователю подробные сведения о причинах неправильного поведения системы и дать ему конкретные советы по борьбе с неполадкой. Например, это может касаться отсутствия неких важных данных в запросе, который пользователь отправляет на сервер, или в том, что в базе данных уже существует некая запись, которую он пытается добавить ещё раз, и так далее.

Разработка собственного конструктора объектов ошибок

Здесь мы воспользуемся стандартным классом Error и расширим его. Пользоваться механизмами наследования в JavaScript — дело рискованное, но в данном случае эти механизмы оказываются весьма полезными. Зачем нам наследование? Дело в том, что нам, для того, чтобы код удобно было бы отлаживать, нужны сведения о трассировке стека ошибки. Расширяя стандартный класс Error , мы, без дополнительных усилий, получаем возможности по трассировке стека. Мы добавляем в наш собственный объект ошибки два свойства. Первое — это свойство code , доступ к которому можно будет получить с помощью конструкции вида err. code . Второе — свойство status . В него будет записываться код состояния HTTP, который планируется передавать клиентской части приложения.

Вот как выглядит класс CustomError , код которого оформлен в виде модуля.

Маршрутизация

Теперь, когда наш объект ошибки готов к использованию, нужно настроить структуру маршрутов. Как было сказано выше, нам требуется реализовать унифицированный подход к обработке ошибок, позволяющий одинаково обрабатывать ошибки для всех маршрутов. По умолчанию фреймворк Express. js не вполне поддерживает такую схему работы. Дело в том, что все его маршруты инкапсулированы.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, мы можем реализовать собственный обработчик маршрутов и определять логику маршрутов в виде обычных функций. Благодаря такому подходу, если функция маршрута (или любая другая функция) выбрасывает ошибку, она попадёт в обработчик маршрутов, который затем может передать её клиентской части приложения. При возникновении ошибки на сервере мы планируем передавать её во фронтенд в следующем формате, полагая, что для этого будет применяться JSON-API:

Если на данном этапе происходящие кажется вам непонятным — не беспокойтесь — просто продолжайте читать, пробуйте работать с тем, о чём идёт речь, и постепенно вы во всём разберётесь. На самом деле, если говорить о компьютерном обучении, здесь применяется подход «сверху-вниз», когда сначала обсуждаются общие идеи, а потом осуществляется переход к частностям.

Вот как выглядит код обработчика маршрутов.

Полагаем, комментарии в коде достаточно хорошо его поясняют. Надеемся, читать их удобнее, чем объяснения подобного кода, данные после него.

Теперь взглянем на файл маршрутов.

В этих примерах с самими запросами ничего не делается. Тут просто рассматриваются разные сценарии возникновения ошибок. Итак, например, запрос GET /city попадёт в функцию const GET = req =>. , запрос POST /city попадёт в функцию const POST = req =>. и так далее. Эта схема работает и при использовании параметров запросов. Например — для запроса вида GET /city? startsWith=R . В целом, здесь продемонстрировано, что при обработке ошибок, во фронтенд может попасть либо общая ошибка, содержащая лишь предложение попробовать снова или связаться с владельцем сервера, либо ошибка, сформированная с использованием конструктора CustomError , которая содержит подробные сведения о проблеме.
Данные общей ошибки придут в клиентскую часть приложения в таком виде:

JavaScript error! Как исправить ошибку в JavaScript коде?

javascript errorУзнайте, как можно исправить ошибки JavaScript кода с помощью консоли браузера и не только. Будем учиться на примерах, как бороться с js error и другими проблемами. А также поделимся своей практикой борьбы с ошибками в комментариях.

Что мы сегодня узнаем?

Встречаем консоль!

Пообщавшись со своими друзьями разработчиками, я был удивлен, что они никогда не используют браузерные консоли для борьбы с ошибками в коде. Что-же, если вы еще не используете консоль для выявления а также исправления ошибок, советую попробовать прямо сейчас.

Визуализация при исправлении ошибок

В случае с PHP, все проще. Ошибка останавливает работу скрипта и отображается номер строки и файл скрипта. Но с JS все по другому, хотя выход есть всегда. Короче, можно сделать отличную проверку ошибок javascript кода при загрузке страницы.

Консоль браузера, это объект, который может быть использован для вывода информации об ошибках во время загрузки страницы. Для примера: вы можете добраться к любому DOM элементу, например, картинке которая имеет не правильный URL. Для этого нужно навести на элемент (картинку) и нажать правую кнопку мыши. Найти «Проинспектировать элемент» или что-то подобное. В Opera это выглядит так:

Доступ в консоль Opera, для исправления ошибки

Вот мы и в консоле. Почти, остальось выбрать вкладку «консоль».

В консоле оперы

Консоль, в отличии от «исходного кода», способна видеть текущие изменения на странице, которые вызваны JavaScript кодом.

А вот доступ к консоли в Chrome браузере:

Выявление ошибок в Chrome браузере

Простые примеры выявления ошибок

Консоль поддерживает множество опций, но можно обойтись 3-4, этого достаточно для выявления и дальнейшего исправления ошибки. Из моего собственного опыта, функция log(), наиболее удобная. Она выводит новые сообщения, DOM элементы, переменные в консоль, где мы можем их видеть. Примеры ниже показывают применение функций, которые я использую.

В этом скрипте, консоль выводит разные результаты в зависимости значения переменной full_name (пустая или нет).

Для события jQuery click, консоль выведет информацию о нажатии элемента (трассировка):

Консоль это больше чем вывод сообщений, она также может принимать команды. Для примера, наберите «document» и нажмите Enter для получения информации о странице.

Запуск команд в консоле

Как исправить ошибку без консоли?

Если вам сложно разобраться с функциями консоли, или ваш браузер не поддерживает данной функции. Советую воспользоваться простым и проверенным способом для исправления ошибки в коде javascript. По ходу программного кода, можно просто вставлять вывод сообщения alert();

Примеры выявления ошибок с помощью alert

Этот пример позволяет просто вывести значение переменной:

Также можно понять где значение, а где объект:

Еще одно применение – это определение в какой строке кода произошла ошибка. Для этого вам просто нужно вставить сообщения типа alert(‘Здесь ошибка’); через каждую строку кода. Например:

В этом случае выведется только сообщение Hello. Потому-что на второй строке ошибка! Если ошибки не будет, выведутся 2 сообщения. Метод тупой, но срабатывает. Главное без использования консоли, скопировал -> вставил и определил где идет ошибка в коде. Если не надо, закомментировал.

Держите страницу в чистоте!

Вот те необходимые инструменты, с помощью которых я держу страницу и javascript код в чистоте. В следующий раз, работая над javascript проектом, советую воспользоваться консолью или простым выводом alert сообщений. Это очень удобно и позволяет исправить ошибку.

Какими способами пользуетесь вы? Как вам удается исправлять ошибки в JS коде? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Источники:

https://basecourse. ru/javascript/debug. php

https://medium. com/webbdev/js-6c7a3c5b4e61

https://sitear. ru/material/javascript-error-kak-ispravit-oshybku

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: